Monday, March 14, 2011

Как географ стал тестером

Оригинал находится тут

6 мая 2007 года
Всем привет! Решил и я описать свою историю превращения в тестера. Я давно слежу за историями на этом форуме, иногда (очень редко) вставляю какие-то комментарии, но сейчас решил выступить в популярном на форуме жанре историй. Подтолкнула меня дискуссия в соседнем топике по поводу "быть или не быть" тестером.

Начну издалека. Первый раз в Бэй Эриа мы с женой попали в летом 2000 г., приезжали на свадьбу дочери. После возвращения в Россию я стал изучать возможные (легальные, разумеется) пути иммиграции. Играли 6 раз в лотерею, пытались попасть по другим каналам (через международные организации, вербующие учителей, например; я пытался получить грин карту как "выдающийся ученый") - не получилось. Приехали по воссоединению уже после того, как дочь получила гражданство.

После первой нашей поездки в 2000 г. я довольно быстро вышел на несколько русскоязычных сайтов, где обсуждались вопросы иммиграции, адаптации и проч. связанные вопросы. Приводить ссылки не буду, это довольно известные сайты. Через эти сайты узнал о существовании школы Портнова, стал следить за жизнью школы, читая комментарии Михаила на форумах и информацию на сайте школы. К моменту нашего отъезда я уже окончательно определил для себя, что буду "превращаться в тестера". Перед отъездом из России связался по электронке с Михаилом, получил от него моральную поддержку.

В России я преподавал в вузах географические дисциплины, защищал диссертации, занимал различные административные должности в вузах, в общем обычная российская карьера вузовского преподавателя. Первый компьютер появился у меня еще в 1994 г., с 486-м процессором, 4 мб оперативной памяти и Виндами 3.11 для рабочих групп. Шло время, я сам апгрейдил свой комп; расширялся вместе с тем и список задач (это были в основном: подготовка рукописей к печати, верстка и цифровое картографирование), которые я мог делать на своем компьютере. В общем, к отъезду из России я довольно сносно ориентировался в компьютерных вопросах как юзер и даже имел представление о некоторых технических вопросах. Я НИКОГДА ничего не программировал и не имел представления ни о каких языках программирования. Что касается моего английского, то я в России много читал научной литературы на английском и мог обясниться с горем пополам. Можно сказать, что я умел только читать по английски.

Мы приехали с женой в США в конце октября 2006. Месяц ушел на получение документов, покупку машины и получение водительских прав. Первый раз я появился в Школе в конце ноября, приступил к занятиям в начале декабря. В первые дни я был в состоянии эйфории, поскольку оказалось, что я все понимаю, причем не только в смысле английского, но понимаю и содержание лекций. Через пару недель начался стресс, связанный с тем, что содержание усложнялось, количество новых тем увеличивалось, а времени на домашнюю работу было очень мало. Я не мог заниматься в классе с утра до вечера, поскольку живу в другом городе (40 мин) и надо было помогать жене, учить ее водить машину и проч. Когда начался скриптинг на занятиях по Силку и Вин Раннеру, началось совсем тяжело, поскольку я совсем не был знаком с программированием. Хотел бы заметить, что система занятий в школе значительно отличается от привычной нам советско-российской системы прежде всего тем, что значительное количество вопросов выносится на самостоятельное обучение. Классы в Школе - это скорее введение в специальность, поскольку очевидно, что нельзя передать все детали и тонкости предмета за 40 аудиторых часов. Это надо понимать тем, кто только собирается учиться в Школе.

Три месяца занятий прошли очень быстро. По совету Михаила я начал искать работу. Я думаю, что это был правильный совет, хотя цель этого совета я понял несколько позже. Дело в том, что поиск работы подразумевает целый ряд совершенно конкретных действий (рассылка резюме) и совершенно неконкретных (периодически-спорадическое общение с рекрутерами по телефону, например). Я делал грубейшие ошибки, несмотря на то, что Михаил отводит теме поиска работы 2 занятия и я посетил их дважды. Я шарахался от своего телефона, как черт от ладана, потому что надо было отвечать на звонки, а я мог только что-то нечленораздельно промычать (помните, как Никулин в Бриллиантовой руке, когда амбал его спросил: "Папаша, закурить не найдется?"). Но это тоже был необходимый шаг и хороший опыт. В этот период у меня было первое интервью, которое было гораздо важнее для меня самого потому, что я мог понять, смогу ли я вообще объясниться, понять вопросы и связно на них ответить. В этот период мне также стало понятно, что одних только теоретических знаний, полученных в школе, для меня мало, чтобы искать работу. Через некоторое время София (менеджер в школе, замечательная женщина) отправила меня на интервью в компанию, которая часто берет выпускников школы на стажировку. Я благополучно прошел интервью (длилось около двух часов, со мной беседовали 4 человека) и вышел на практику.

Это настоящая работа в серьезной софтверной компании. Вместе со мной там работают сейчас Sipo и Alena11, а так же несколько других выпускников Школы. Стажировка дала мне чень много. Уже на второй день я стал находить и файлить баги, сначала под присмотром старших товарищей, затем самостоятельно. Сейчас я чувствую себя гораздо увереннее в своей новой профессии и она нравится мне все больше и больше. Я вник практически во все детали manual тестирования. До автоматического дело не дошло, занимаются им всего пара человек, мне почему-то помогать не доверили, хотя получить практику по автоматичскому тестированию было бы здорово.
Стажировка подходит к концу, осталось две недели и я опять начал искать работу. Ошибок с поиском информации и рассылкой резюме уже не делаю, по телефону с рекрутерами общаюсь довольно свободно, прошел уже первое интервью. Оцениваю его довольно посредственно, поскольку наделал ошибок в тесте, который мне дали (технические вопросы, связанные с интернет-протоколами, SQL и HTML), но с английским языком и общением никаких проблем нет. Надеюсь, что качество других интервью будет лучше.
Вот такое мое постепенное превращение в тестера. С момента моего первого появления в школе прошло 5 месяцев, что пока в рамках статистики, как отметил Михаил в соседнем топике.

Несколько моих замечаний (скорее преложений) по поводу содержания предметов с учетом того, что я перелопатил в последнее время много джоб дискрипшинс:
1) Почти все требуют хорошее знание SQL и баз данных. На мой взгляд, двух занятий на эту тему недостаточно.
2) Многие стартаповские компании используют для автоматического тестирования открытые бесплатные tools. Может быть, имеет смысл посвятить какое-то количество времени обзору этих инструментов. Хотя, как справедливо считает Михаил, если знаешь один тул, не составит большого труда освоить другой.

В завершении, хочу сказать, что за 5 месяцев моего постижения профессии я очень изменился. Не только потому, что я стал больше понимать и приобрел опыт, но и потому, что я научился преодолевать себя и неудачи. Умение преодолеваь себя и обстоятельства - может быть это вообще одно из главных умений в жизни, которое вы получите вместе с новой специальностью тестера в Школе Портнова. Об этом, кстати, одно из эссе, написанных Михаилом.

Удачи всем. Буду держать вас в курсе моих дел. Буду рад ответить на вопросы.

11 comments:

  1. Ученый я не выдающийся, хотя летом прошлого года и защитил докторскую в России. Но ее еще не утвердили и теперь вряд ли уже утвердят. Но это не важно. Я пытался использовать категорию "выдающийся ученый" для получения иммиграционной визы. Для этого нужна была ученая степень, публикации в серьезных изданиях, гранты. Все это было, не было только связей с американскими учеными. Это и сыграло роль в отказе, я думаю. Или то, что у нас дочь в США.
    Что касается моего решения получить новую профессию тестера, то это связано в первую очередь с моим слабым разговорным английским. Очевидно, что с таким уровнем языка получить работу преподавателя университета или ученого здесь невозможно.

    Что касается "рекламы", то я не стал бы оценивать как рекламу этот рассказ. Это история преодоления, прежде всего. За этой историей стоит труд, напряжение всех сил, умственных и физических. Что уж тут такого, что можно рекламировать?

    Я встречал в школе ребят с "подходящим" базовым образованием, у которых все получилось гораздо быстрее. Я знаю также выпускников Школы, которые и не стали тестерами. Все сугубо индивидуально. То что я написал - всего лишь мой опыт. И еще. Через Школу прошло более 2 тыс. человек. Школа пережила времена рецессии, что уже говорит само за себя. Я думаю, что Школа в рекламе не нуждается.

    ReplyDelete
  2. За работой и учебой недели летят очень быстро. Закончились два месяца стажировки. Сегодня подписал контракт еще на два месяца стажировки в этой же компании, но уже за деньги. Не Бог весть какие, но все-таки. Одновременно со мной продолжают совершенствоваться еще несколько питомцев "гнезда Портнова". Активные поиски работы решено возобновить через месяц.

    ReplyDelete
  3. 5 сентября 2007 года

    Спасибо за проявленный интерес к моей истории и за пожелания. Я продолжаю совершенствоваться в профессии тестера. Работаю в другой компании, с интересными людьми и интересными продуктами. Каждый день файлю баги, что, собственно, и требуется от тестера. Что касается опыта и роста, то могу сказать, что за последние несколько месяцев я изменился в постижении и ощущении профессии кардинально. Но нет предела совершенству, как известно. Хотелось бы также заметить о возрасте. Конечно, у молодых ребят, тем более с инженерной подготовкой, многое в этой профессии получается быстрее. Поначалу я даже немного завидовал им. Но потом, побывав в условиях не школы, а реальной компании, я почувствовал, что жизненный опыт, умение работать в коллективе, хорошее (пусть и не инженерное) образование и многое другое, нажитое за эти 20+ лет разницы в возрасте, играют не менее важную роль. Об этом, кстати, Михаил говорил мне еще при первой встрече. Вообще, не просто слушайте, но прислушивайтесь к тому, что он говорит (и пишет).

    Я много лет преподавал в советско-российских университетах и хорошо представляю, как "выводят в люди". Я говорю это, исходя из своего опыта, в том числе и опыта учебы в Школе. Может быть, надо в какой-то момент просто довериться его опыту и знанию.

    А еще, Компьютерная Школа Портнова это больше, чем школа. Это определенная атмосфера, аура. Возникает ощущение причастности к чему-то большому. Так бывает, когда всю жизнь не оставляет ощущение причастности к большому университету "с именем", который ты когда-то закончил и который был твоей первой альма-матер. Хотя я проучился в Школе всего три месяца, все равно хоть и изредка, но с удовольствием приезжаю туда. Еще одна альма матер.

    Всем будущим тестерам (особенно тем, кто получает новую профессию тестера на фоне новых обстоятельств, связанных с эммиграцией) хочу напомнить фразу, сами знаете откуда: "Ищите, да обрящете. Стучите, да откроется вам".

    ReplyDelete
  4. Я никуда не пропал, Надя. Работа - дом - работа - обычный круг. Работа интересная. Опыт работы в предыдущей компании (которая вообще была моей первой в Америке) очень пригодился. Файлю баги (разные и много). Приятно, что девелоперы их оперативно устраняют и продукт улучшается на глазах с каждым новым билдом. Каждый день уезжаю с работы с ощущением, что день прошел не напрасно. Ездить, кстати, немного ближе, чем раньше.

    Дома тоже все нормально. Жена получила наконец-то работу по специальности. Может быть вы даже с ней пересечетесь в КалСтэйт

    Скоро 11 месяцев, как мы в Америке. Жизнь потихоньку налаживается и становится более предсказуемой, чего, собственно, сейчас от нее (жизни) и хочется.

    ReplyDelete
  5. 30 Октября 2007

    Подобные истории не исчезают, а именно, как Вы правильно заметили, эволюционируют. Происходит это по очень простой причине - со временем меняются обстоятельства и сами люди.

    Я могу Вам пояснить кое-что про себя, хотя и не обязан. Может быть Вы что-то не поняли или не прочитали. Хочу вначале подчеркнуть, что я нигде не писал, что был профессором. Я им не был. Докторскую защитил, это правда. Защитил тоже по очень простым причинам. Во-первых, хотелось закончить свою давно начатую научную тему, по которой, к тому же, мною было много чего опубликовано. Хотелось, так сказать, поставить жирную точку. К тому же история с защитой затянулась, от первого представления диссертации до защиты прошло почти два года, в течение которых диссертация была кардинально переработана. Поскольку я не люблю оставлять незавершенные дела, пришлось ее защитить. Это вторая причина. Ну а третья причина - начальство, которое постоянно "капало на мозги" сроками и планами, отчитываясь "мной" в "научных успехах" вузов, в которых я работал. Так что можно считать, что докторскую я защитил под давлением обстоятельств, а точнее, в результате их сочетания.

    Начать я нуля я решил тоже по очень простой причине - мы с женой переехали в США. Если Вы переезжали хотя бы в одном городе с квартиры на квартиру, то знаете, как меняется за короткий срок образ жизни и сама жизнь. Тем более она меняется, когда перезжаешь всего за 20 часов с четырьмя чемоданами в другую страну, где кроме дочери и зятя никто тебя не знает и никто не ждет.

    Баги искать мне очень интересно, потому что эта работа как раз и есть естественное продолжение моих ЗУНов. На своих прежних российских работах я проверял знания студентов (устно и письменно, в том числе и посредством тестов), редактировал сборники статей, книги и научный журнал "Региональные исследования", то есть занимался тестированием, находил расхождения между ожидаемым и реальным результатами. Баги искать мне еще интересно и потому, что я ответственный (по жизни) человек, люблю и умею работать с людьми, знаю, что такое сроки и планы. Кроме того, я все время что-либо и с удовольствием улучшал (знания моих студентов, их человеческие качества, огромное количество всевозможных документов, текстов и проч.).

    Я не могу сказать о других, "насколько реально осилить всю эту информацию самостоятельно". Все истории разные, надеюсь, Вы их читали. Я осилил. Однако, IT мир безбрежный и бездонный, тестер должен учиться на протяжении всей своей карьеры, постигать технику и технологию. Я учусь всю свою сознательную жизнь (см. выше), поэтому для меня это тоже не проблема. Сейчас я уже знаю, на чем хочу специализироваться в тестировании и прикидаю планы (и возможности) совершенствовать свои знания, умения и навыки.

    Хотелось бы также заметить, что я в своей истории никого не уговариваю и ни за что не агитирую. Каждый должен сам решить, как ему жить и что делать. "Чтобы не было мучительно больно...", как говориться.

    В завершении этого поста, но не истории, хочу упомянуть, что недавно исполнился год, как мы с женой приехали сюда. За этот год было много чего - радости и горести, смех и слезы. Это был очень трудный год, может быть самый трудный год в моей жизни. Не уверен, что я захотел бы прожить его снова. Но главное, что я никогда, ни на одну минуту не пожалел, что я переехал сюда и что я связал свою нынешнюю жизнь с профессией тестера и Школой.

    И еще немножко добавлю, что если бы Ваши вопросы были заданы не мне лично, наверное, я не стал бы на них отвечать. Я уже говорил и еще раз хочу сказать, читайте! Все, о чем Вы не знаете и/или стесняетесь спросить, опубликовано на сайте Школы и на нескольких форумах. Я, например, о профессии тестера узнал из "Компьютерры", которую читал много и с удовольствием (помню ее еще в ч/б газетном формате), а о Школе узнал впервые в 2000 г. из Интернета и к моменту своего переезда сюда имел ответы на почти все "организационные" вопросы.

    ReplyDelete
  6. Re: Еще одна история превращения в тестера
    [QUOTE=olebon;101185]Для меня доктор наук -это как луч света...
    QUOTE]

    Забыл сказать, точнее посоветовать. Не абсолютизируйте докторов наук. Они такие же люди как и все. Среди них есть и гениальные мерзавцы и тупые "душки" и просто хорошие люди. Как в любом социуме. Да и диссертация диссертации рознь. Мне за свои работы не стыдно, к тому же есть от них и хоть какая-то, но польза для студентов и аспирантов. Следует добавить, что усилия докторов наук в России и их личные, выдающиеся или, наоборот, скромные научные достижения, не оценены государством по достоинству. Поэтому для многих диссертация - лишь ступенька на пути к сомнительным возможностям. Поэтому часто и "расталкивают друг друга локтями", и "идут по трупам", и берут взятки уже без всяких кавычек, теряя репутацию и доброе имя.

    ReplyDelete
  7. Прошел год с того момента, когда я впервые приехал в Школу. В этот год вместились три месяца обучения в Школе, два месяца интершипа и два контракта. Вчера я подписал контракт на постоянную работу в той же компании, где работал последние три месяца на контракте. Зарплата не большая, но зато все бенефиты, что в общем-то более важно сейчас для нашей семьи. Дали кипу бумаг с описанием всех бенефитов, нужно будет за выходные в этом разобраться.
    Итак, история преврашения в тестера закончилась. Собственно, формально она закончилась уже полгода назад, когда я получил первый контракт (тогда же был съеден и первый торт), но для меня было важно получить постоянную работу. Можно считать, что закончилась и наша адаптация в США. Теперь начинается обычная жизнь. Но это, как говорится, другая история.
    Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Михаила и Софию, а также выпускников Школы разных лет, с которыми меня сводила судьба, за ваши уроки профессии и жизни, за вашу помощь и поддержку. С меня торт.

    ReplyDelete
  8. Языки black-box тестеру тоже надо знать, или хотя бы постигать их в ходе работы. Хотя многое зависит от продуктов, которые компания производит и от того, что приходится тестировать. Из того, что мне понадобилось реально за два года - HTML и XML и то для того, чтобы не программировать, а знать, где, что и когда изменить в документе для настройки инвайронмент. SQL не понадобился, хотя я бы хотел с ним работать - люблю таблички со студенческих времен, они помогают структурировать информацию. Может быть, когда-нибудь и удастся с ним поработать.

    В продолжение моей истории - на работе все нормально. Опыт прибавляется, чего пока нельзя сказать о зарплате (ревью будет только после Нового года). Записался на весенний семестр в местный колледж - буду брать Unix/Linux и network. Зачем? Напомню, что у меня нет инженерного образования. Надо компенсировать пробелы.

    ReplyDelete
  9. В профессии тестера, как и в любой другой, есть и рутина, но есть и место для творчества. Скажем, в моей прошлой жизни университетского преподавателя и завкафедрой для меня было рутиной преподавание азбучных истин в рамках программ и учебных планов, а также оформление кафедральной документации. Но было много и творческой работы - писал статьи и книжки, выступал на конференциях, стремился донести до студентов что-то новое и т.д.
    В своей нынешней профессии наверное самое рутинное - регрешен тестинг - и такой работы много. Но есть и много творчества, когда например тестируешь новые продукты и пишешь для них тесткейсы. А еще и от человека зависит. Дело в том, что существующие тесткейсы часто не покрывают все области тестирования (хотя и должны). Причин этому много. Поэтому, надо соображать, выдумывать новые кейсы, дополнять и изменять старые и проч. Это как раз и есть творчество тестера.

    ReplyDelete
  10. Декабрь 2008

    Те люди и обстоятельства, в которых нахожусь я, пока меняются только в лучшую сторону. Наша компания не сокращает, а наоборот набирает людей. В оффисе построили недавно новые кубики, заняв практически все пустовавшие ранее площади. Перед праздниками компания выпустила на рынок несколько новых девайсов с нашими приложениями, по этому поводу были разосланы приветственные электронки от руководства и менеджеров.
    Недавно были с коллегами по делам в С-Ф. Там все бегают в предпраздничном ажиотаже - шопинг. В магазинах толпы народа. На улицах пробки. Во всяком случае по этим внешним признакам невозможно понять, что рецессия приближается или как говорят даже уже наступила.

    ReplyDelete
  11. Ноябрь 2010

    Всем спасибо за периодический интерес к моему посту. Давно не был на формуе, поскольку ничего особенно нового в жизни не происходило: дом-работа-дом. Рано или поздно многие активные участники социальный сетей, блогов и форумов снижают свою активность, это не мной замечено. По разным причинам - кому-то сказать нечего, кто-то интерес потерял, кто-то уже всех нашел и выяснил все интересующие для себя вопросы. В моем случае - все это понемногу.

    Для тех, кто интересовался моей текущей ситуацией могу сказать, что я работаю тестером все в той же компании. Правда работать там мне осталось неделю, потому что потом я выхожу на новое место работы. Тоже тестером, но с большей зарплатой. Поиск работы занял пару месяцев без отрыва от производства. Собственно процесс поиска изложен Михаилом Портновым в деталях. Я просто следовал его инструкциям. Хочу добавить от себя, что правило "17 секунд" работает.
    Всего доброго.

    ReplyDelete